Психология отношений

Отношения человека- сознательная, избирательная, основанная на опыте психологическая связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающиеся в действиях, реакциях, переживаниях. 

Отношение, едино, но есть отдельные компоненты. Мясищев называл их - частичными отношениями, сторонами отношений или его видами. Эти стороны тесно связаны с характером жизненного взаимодействия, включающего различные моменты: от обмена веществ до идейного взаимодействия. 
 


Есть две основные стороны отношения. 

Одна сторона - ПОТРЕБНОСТИ.

Или самостоятельная психологическая категория или волевые проявления, или характеристика личности. 

Наиболее правильно рассматривать отношения в системе отношений к действительности. 
Потребность - волевая тенденция индивида к овладению объектом. 

Потребности относятся к отношениям потому, что составляющим компонентом является
Субъект, испытывающий потребность
Объект потребности
Связь между субъектом и объектом.
В основе связи ( отношения) лежит нейродинамическая структура, проявляющаяся в тяготении в тяготении к объекту и в активной устремленности к овладению им.

Другая сторона ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ.


Сначала отношения носят не дифференцированный характер. Постепенно вычленяется вторая сторона двуединого ( эмоционально- волевого) отношения. - Эмоциональное.
У человека проявляется в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях - неприязни, вражды, антипатии.

Эмоциональная сторона относится к области чувств. Здесь три разновидности, группы явлений - эмоциональные реакции (гнев, страх, тоска), эмоциональные состояния (удовольствие и не удовольствие), эмоциональные отношения (дружба, любовь, ненависть, неприязнь). 

В каждом психологическом факте есть три компонента душевной деятельности - познавательный, волевой, эмоциональный. 

Некоторые отношения являются самостоятельными образованиями - 
ИНТЕРЕСЫ
ОЦЕНКИ
УБЕЖДЕНИЯ

Интерес - особый вид отношения, в частности отношение к образованию, работе. 

  Оценки или оценочные отношения. Знание образцов и процесс сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Критерии оценки поступков, переживаний человека - этические,  эстетические, юридические и др.

Убеждения - система требований в сочетании со знанием действительности, особенно общественной, форм-руки убеждения. Это представления о том, какова фактически существующая действительности и какой она должна быть. В соответствии с убеждениями формируется эмоциональная реакция и активная (волевая) готовность бороться за осуществление сложившихся убеждений. 

Отношения связанные тж с НАПРАВЛЕННОСТЬЮ, это доминирующее, господствующее и определяющее отношение.
Мясищева обозначал, как ЗНАЧИМОСТЬ. Еще - Ценностная ориентация, соответствует понятию оценочных отношений. Широко распространен термин - ПОЗИЦИЯ.  Близкий тж УСТАНОВКА - готовность человека к определенной реакции- бессознательной, основанной на потребности.  ДВА БЛОКА В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ. Структура системы отношений. 2 блока.

1 - реальные отношения ( отношения к себе и сферам своего функционирования.
2 блок - идеальные отношения, соответствующие перечисленным реальным. 

Реальный блок определятся как самооценочный. Его содержанием является отношение к себе, непосредственное и опосредованное, отношение к основным сферам своего функционирования.  Значения понятий, отражающих отношения реального блока, свидетельствуют о низком уровне самооценки в целом, характерном для большинства невротиков. 

Блок идеальных отношений характеризует систему ценностей и уровень притязаний личности. 

Сочетание высокой значимости и ценности и с низкой самооценкой и реальным эмоционально неблагоприятным отношением к себе, распространяющимся на основные сферы своего функционирования в виде эмоционально негативной оценки результатов собственной деятельности и собственных достижений, усиливает нарушение самооценки и системы отношений. В таком случае преобладает эмоционально-аффективный компонент наиболее значимых для личности отношений. Последнее связано с переживает-ем эмоционального неблагополучия, снижением роли когнитивного ко?пленник, его искажением и неадекватностью.